В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы», говорится
ДЕСЯТЬ ЧУДЕС БЫЛИ СОВЕРШЕНЫ ДЛЯ НАШИХ ПРАОТЦЕВ В ЕГИПТЕ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:4) говорится:
«Десять чудес были совершены для наших праотцев в Египте и десять – на море; десятью наказаниями покарал Святой [Творец], благословен Он, египтян в Египте и десять – на море. Десять раз испытывали праотцы наши Святого [Творца], благословен Он, в пустыне, как сказано: «Но испытывали Меня уже десять раз и не внимали голосу Моему»; противостоять соблазну, которым искушает его сатана. (Тиферет Исраэль)»

ДЕСЯТЬ ЧУДЕС ПРОИСХОДИЛИ С НАШИМИ ПРАОТЦАМИ В ХРАМЕ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:5) говорится:
«Десять чудес происходили с нашими праотцами в Храме: ни у одной женщины не было выкидыша от запаха мяса приносившихся в жертву животных; и никогда не портилось это мясо; и не видели на бойне мух; и не случалось у первосвященников семяизвержения в Йом-Кипур; и не гасили дожди костры, разложенные [на жертвеннике]; и ветер не развеивал столбы дыма; и не приходили в негодность [хлебные приношения:] омер, два хлеба [из зерен нового урожая] и фигурный хлеб; [люди] стояли в тесноте, но когда они падали ниц, места хватало всем; и никогда не причиняли вреда в Иерусалиме змеи и скорпионы; и не говорил один другому, ночуя в Иерусалиме: «Тесно мне здесь».»

ДЕСЯТЬ ТВОРЕНИЙ БЫЛИ СОЗДАНЫ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, В СУМЕРКИ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:6) говорится:
«Десять творений были созданы накануне субботы, в сумерки: жерло, [ведущее в недра] земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, ман, посох, [червь] ша-мир, письменность, письмена, [высеченные в скрижалях], и [сами] скрижали. Некоторые [авторитеты] говорят, что [в это время были созданы также] могила для Моше, учителя нашего, и баран для праотца нашего Аврагама. Некоторые [авторитеты] говорят, что [в это время были созданы] и злые духи, а также клещи, с помощью которых [люди смогли] изготавливать другие клещи.»

СЕМЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИСУЩИ БОЛВАНУ И СЕМЬ – УМНОМУ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:7) говорится:
«Семь особенностей присущи болвану и семь – умному. Умный не говорит в присутствии того, кто мудрее и превосходит его числом [своих учеников и прожитых лет]; не перебивает собеседника; не торопится с ответом; задает вопросы по существу и не дает уклончивых ответов; отвечает на первый [вопрос] сначала, а на последний – в конце; о том, чего не слышал, говорит: «Я не слышал»; признает истину. Глупец же [отличается] противоположными особенностями.»

БЕДСТВИЯ СЕМИ ВИДОВ ПОСТИГАЮТ МИР ЗА СЕМЬ РАЗЛИЧНЫХ ПРОСТУПКОВ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:8) говорится:
«Бедствия семи видов постигают мир за семь различных проступков. Если одни отделяют десятую часть урожая, а другие не отделяют, – возникает смута, приводящая к нехватке продуктов, [когда] одни голодают, а другие сыты; если [все] решили не отделять десятую часть урожая – наступает голод из-за засухи; если [все решили] не отделять положенную часть от теста – начинается голодный мор. Эпидемии постигают мир за то, что суды не приговаривают к смерти [преступников] в соответствии с требованиями Торы, и за [несоблюдение законов о] плодах года «шмита». Меч [войны] карает мир за судебную волокиту, за несправедливый суд и за вынесение постановлений, противоречащих законам Торы.»

В ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА [СЕМИЛЕТНЕГО ЦИКЛА] ЭПИДЕМИИ СВИРЕПСТВУЮТ ОСОБО

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:9) говорится:
«Нашествие хищных зверей происходит из-за напрасно произнесенных клятв и осквернения имени Вс-вышнего; люди становятся изгнанниками из-за идолопоклонства, и кровосмешения, и кровопролития, и нарушения законов о «шмите». В четыре периода [семилетнего цикла] эпидемии свирепствуют особо: в четвертый [год], в седьмой год, а также сразу же по его завершении и ежегодно по окончании праздника Сукот. В четвертый [год] – из-за того, что [не отдают] беднякам десятую часть урожая третьего года; в седьмой – из-за того, что [не отдают] беднякам десятую часть урожая шестого года; по завершении седьмого – из-за [несоблюдения законов о] плодах седьмого года; ежегодно по окончании праздника Сукот – из-за присвоения даров для бедных.»

ЧЕТЫРЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ [НА ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ] СУЩЕСТВУЮТ У ЛЮДЕЙ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:10) говорится:
«Четыре точки зрения [на имущественные отношения] существуют у людей. Тот, кто говорит: «Мое – твое, а твое – мое», – простак. [Тот, кто говорит:] «Мое – мое, а твое – твое», – обыватель; некоторые [авторитеты] считают, что таким было мнение жителей Сдома. [Тот, кто говорит:] «Мое – твое, и твое – твое», – благочестив. [Тот, кто говорит:] «Твое – мое, и мое – мое», – грешник.»

[СУЩЕСТВУЮТ] ЧЕТЫРЕ ТИПА ХАРАКТЕРА

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:11) говорится:
«[Существуют] четыре типа характера. Вспыльчивый, но отходчивый больше приобретает, чем теряет; уравновешенный, но злопамятный больше теряет, чем приобретает; уравновешенный и отходчивый – благочестив; вспыльчивый и злопамятный -грешник.»

[СУЩЕСТВУЮТ] ЧЕТЫРЕ ТИПА УЧЕНИКОВ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:12) говорится:
«[Существуют] четыре типа учеников. Тот, кто быстро усваивает [материал] и быстро забывает, больше теряет, чем приобретает; тот, кто усваивает с трудом, но не забывает, больше приобретает, чем теряет; тому, кто быстро усваивает и не забывает, выпала завидная участь; участь того, кто с трудом усваивает и быстро забывает, незавидна.»

[СУЩЕСТВУЮТ] ЧЕТЫРЕ ТИПА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТОМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ БЕДНЫМ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:13) говорится:
«[Существуют] четыре типа поведения людей в том, что касается пожертвований бедным. Тот, кто хочет давать сам, но не [хочет, чтобы] давали другие, – враждебно относится к окружающим; [тот, кто хочет,] чтобы давали другие, но не он, – враг самому себе; тот, кто дает сам и побуждает давать других, – благочестив; тот, кто не [хочет] давать сам и не [хочет, чтобы] давали другие, – грешник.»

[СУЩЕСТВУЮТ] ЧЕТЫРЕ ТИПА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТОМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ ТОРЫ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:14) говорится:
«[Существуют] четыре типа поведения людей в том, что касается посещения уроков Торы. Тот, кто приходит, но бездельничает, получает вознаграждение за сам факт своего прихода; тот, кто учится [самостоятельно], но не приходит [на уроки], получает вознаграждение за то, что учится; тот кто приходит и учится, – благочестив; тот, кто не приходит и бездельничает, – грешник.»

[СУЩЕСТВУЮТ] ЧЕТЫРЕ ТИПА [УЧЕНИКОВ], ЗАНИМАЮЩИХСЯ У МУДРЕЦОВ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:15) говорится:
«[Существуют] четыре типа [учеников], занимающихся у мудрецов: «губка», «воронка», «фильтр» и «сито». Губка впитывает все; в воронку с одной стороны входит, а с другой выходит; фильтр пропускает вино, но задерживает осадок; сито задерживает муку [крупного помола], но пропускает муку тонкого помола.»

ЕСЛИ ЛЮБОВЬ ВО ВСЕХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ НЕБЕСКОРЫСТНА

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:16) говорится:
«Если любовь во всех ее проявлениях небескорыстна, то она иссякает с исчезновением корысти, а бескорыстная не иссякает никогда. Пример корыстной любви – любовь Амнона и Тамар, а бескорыстной – любовь Давида и Йегонатана.»

[ОБА МНЕНИЯ В] КАЖДОМ СПОРЕ, [КОТОРЫЙ ВЕДЕТСЯ] ВО ИМЯ ИСТИНЫ, В КОНЦЕ КОНЦОВ ВОСТОРЖЕСТВУЮТ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:17) говорится:
«[Оба мнения в] каждом споре, [который ведется] во имя истины, в конце концов восторжествуют, [не перечеркивая друг друга], а спор ради спора – бесплоден. Пример спора во имя истины – спор Гилеля и Шамая, а спора ради спора – Кораха и всех его сообщников [с Моше].»


КАЖДЫЙ, КТО СКЛОНЯЕТ ОБЩЕСТВО К СОВЕРШЕНИЮ ДОБРЫХ ДЕЛ, БУДЕТ ОГРАЖДЕН ОТ ГРЕХА

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:18) говорится:
«Каждый, кто склоняет общество к совершению добрых дел, будет огражден от греха, а каждому, кто толкает общество на путь греха, [Вс-вышний] не предоставит возможность раскаяться. Моше сам шел правильным путем и вел по нему народ – их добрые дела засчитаны в заслугу и ему, как сказано: «Благое дело, угодное Б-гу, совершал он сам и [обучил] Израиль Его законам». Йоровам бен Неват грешил сам и толкал на путь греха общество – вина за их грехи лежит и на нем, как сказано: «...За грехи Йоровама, который грешил сам и вводил в грех Израиль».»

ТОТ, КТО ОБЛАДАЕТ ТРЕМЯ СЛЕДУЮЩИМИ КАЧЕСТВАМИ, – ИЗ УЧЕНИКОВ НАШЕГО ПРАОТЦА АВРАГАМА

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:19) говорится:
«Тот, кто обладает тремя следующими качествами, – из учеников нашего праотца Аврагама, а [тот, который обладает] тремя качествами, [перечисленными еще ниже], – из учеников злодея Бильама. Ученики нашего праотца Аврагама доброжелательны, просты в обращении и непритязательны. Ученики злодея Бильама завистливы, высокомерны и похотливы. Чем отличается [судьба] учеников нашего праотца Аврагама от [судьбы] учеников злодея Бильама? Ученики нашего праотца Аврагама вкушают [плоды своих добрых дел] в этом мире и получают вознаграждение [полностью] в мире будущем, как сказано: «...Чтобы дать в наследство то, что существует вечно, любящим Меня, и сокровищницы их Я наполню [в этом мире]». А удел учеников злодея Бильама – ад, и нисходят они в преисподнюю, как сказано: «А Ты, Всесильный, низведешь в преисподнюю людей кровожадных и коварных, не проживут они и половины жизни, [отпускаемой обычно человеку]; я же буду полагаться на Тебя».»

ДЕРЗКОМУ – АД, ЗАСТЕНЧИВОМУ – РАЙ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:20) говорится:
«Йегуда бен Тейма говорил: «Будь дерзок как тигр, и стремителен как орел, быстр как олень, и могуч как лев, исполняя волю Отца твоего небесного». Он часто повторял: «Дерзкому – ад, застенчивому – рай. Да будет угодно Тебе, Б-г, Всесильный [Б-г] наш и Всесильный [Б-г] отцов наших, чтобы был построен Храм – вскоре, в наши дни, – и дай нам удел в Торе Своей!».»

ВНИКАЙ В НЕЕ, [ТОРУ], ВНОВЬ И ВНОВЬ, ИБО В НЕЙ – ВСЁ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:21) говорится:
«Бен Баг Баг говорил: «Вникай в нее, [Тору], вновь и вновь, ибо в ней – всё; и увидишь в ней [истину], и с ней поседеешь и состаришься, и не отклоняйся от нее, ибо ничего лучше ее не дано тебе». Бен Гей Гей говорил: «Вознаграждение соответствует степени страданий».»

СТУПЕНИ ЖИЗНИ

В изречеиях из Мишны Пиркей Авот - «Основные Главы» (5:22) говорится:
«Он часто повторял: «В пять лет [надо приступать к изучению] Письменной Торы, в десять - Мишны, в тринадцать – [к соблюдению] заповедей, в пятнадцать – [к изучению] Гмары, в восемнадцать – [пора] жениться, в двадцать – становиться добытчиком, в тридцать – [приходит] сила, в сорок – зрелость ума, в пятьдесят – [человек обретает право] давать советы, в шестьдесят – [приходит] умудренность, в семьдесят – волосы становятся белыми, в восемьдесят – [приходит] духовная мощь, в девяносто – [человек] сгибается [под тяжестью лет], в сто - он подобен мертвецу, [душа которого] освободилась [от уз (необходимости исполнения своего Долга)] этого мира и покинула его».»

Hosted by uCoz