КРАСНОЯЗЫЧНАЯ, РАЗУМНО - РАССУДОЧНАЯ РЕЧЬ МУДРЕЦОВ, ПРИ ТОЛКОВАНИИ ТАИНСТВ ПИСАНИЙ
“И будет он (Аhарон) говорить вместо тебя (Моше) народу, и будет так: он тебе будет устами, а ты будешь ему вместо Бога Живых”
(Тора, Шмот, 4:16)

А как же быть человеку, когда он хочет поделиться воспринятой им тайной с ближним, через свою речь?..
«С пятью условностями целесообразности: утонченностью, рассудительностью, последовательностью, ясностью доводов – выводов должна быть речь называемая разумной.
Слушай о признаках этих требований: в понятии, в слове, в произнесении слова.
Если знание различных предметов познания разворачивается различно, и везде господствует разум, то это считается утонченностью речи.
Если правильно распределены разбираемые качества, недостатки, если приводятся целесообразные различные примеры, то это считается рассудительностью речи.
Учет, что сначала, что потом надо сказать из подлежащего обсуждению, называют последовательностью построения речи знающие красноречие люди.
Ведя рассуждения о должном, приятном, полезном, если заключают: «Так оно и есть», то это ясностью выводов зовется.
Если выявляется вызванное влечением – отвращением возникновение страсти и показывается, как склонность обусловливает поведение, это зовется обоснованием поступков.
Все то, что перечислено, в моей речи направлено к одной цели, пойми это.
Целесообразное, разумное, не слишком обширное, ненаправленное к раздору, нельстивое, неколеблющееся, решительное слово молвлю; несвязанное неуклюжестью, направленное к счастью, не избегающее трех разделов: должного, желанного, полезного; не без изящества, свободное от кривды, не пустое, не заносчивое, без сквернословия, не требующее дополнительных разъяснений, не лишенное доказательства, смысла, свободное от вожделения, от недостойного, от уныния, жадности, страха, гнева; ни в коем случае не стану говорить робко, сокрушенно иль горделиво.»
Когда говорящий и слушающий не в разладе, а высказывание целостно, тогда выявляется и смысл беседы. Кто говорит в интересах того и другог, не выявляя расхождения между слушателем и говорящим, тот красноречив, а не другой кто-либо.»
(Мокшадхарма, 322:80…92;95)
Судя по Торе из приведенного в эпиграфе отрывка, в передаче речи существует строгая иерархия, где косноязычная – абстрактная речь и сам Моше, в цепочке передачи информации приравнивается к Богу Живых (для Аhарона и народа Йисраэйля), а “красноязычная” речь толкования (“мидраш” абстракций) Аhарона как бы исходящей из уст этого Бога. В нашем примере речь Моше можно сравнить с “посылками” Высшего Разума, а речь Аhарона, как одно из возможных, каждому из двенадцати конкретных колен народа Йисраэйля, с помощью двенадцати видов «огласовок», которые существуют в языке иврит, их толкований - оглашений рассудком Аhарона.
В Таблице 2 (в архиве) представлены сведения из “Мокшадхармы” о разумно рассудочном изложении речи в сопоставлении со странами Бога (Тора, Шмот, 3:8) и “плоскостями мышления” человека (Р.А. Миллер. “Научный путь духовного возвышения в Йисраэйль”. Ташкент. 2000 г. 36 с.).

Hosted by uCoz