ТОСАФОТ hАЛАХИЧЕСКИХ УСТАНОВЛЕНИЙ ИУДАИЗМА
Тосафот – комментарий к Талмуду, как коментарии hалахических установлений иудаизма, появились с развитием школ – йешив иудаизма.
«Первые тосафисты были учениками Раши и видели в своем творчестве лишь создание некоторых дополнений к труду учителя. Однако по мере развития Тосафот постепенно из пояснения к комментарию Раши превращаются в аналитическое дополнение к Талмуду. Лишь часть написанных тосафистами комментариев вошла в опубликованный в печатных изданиях Талмуда комментарий, большинство было утеряно, немногие из них были в современную эпоху обнаружены в собраниях рукописей и опубликованы.
Процесс создания Тосафот подтолкнуло то обстоятельство, что благодаря труду Раши Талмуд стал доступен массам учащихся, их число возросло, стал выше уровень учебного процесса. В начале 12 в. иешивы в городах долины Рейна, Лотарингии, Шампани переживали небывалый расцвет. Учителя в иешивах Ашкеназа поощряли своих учеников вести свободную, ничем не ограниченную дискуссию, высказывать собственное мнение; они постановили, что мишнаитское правило "почитать учителя как Всевышнего" не следует понимать как запрет ученику оспаривать публично мнение учителя. Подобная академическая свобода породила в этих иешивах творческую атмосферу, чем была подготовлена почва для создания Тосафот.
В центре насыщенного учебного процесса в талмудических академиях Европы находился прежде всего Вавилонский Талмуд с его основными комментариями, но также не были обойдены вниманием известные тосафистам Галахические и Агадические мидраши и некоторые трактаты Иерусалимского Талмуда. Вокруг этих первоисточников велась дискуссия, которая, как и прежде у амораев Вавилонии и Эрец Исраэль, была основой учебного процесса. Преподаватели и учащиеся иешив имели обыкновение конспективно записывать основные стадии дискуссии и делать из нее выводы. Так возникли записи, которые, как правило, получали следующие заглавия: "Дополнение ученика такого-то, написанные им пред учителем раввином таким-то", например: "Тосафот Рашбама (р. Шмуэль бен Меир), написанные им с ведома его учителя Раши". Как и в христианских университетах средневековья, ученики часто скитались по разным городам Европы, переходя из одной иешивы в другую, перевозя и распространяя составленные ими конспекты. Сборник Тосафот привезенный из определенного бейт-мидраша, приобретал название согласно месту его возникновения – "Тосафот рабби Иеhуды из Парижа", "Тосафот Тук" (город во Франции) и т.д. В иешивах к возникшим таким образом Тосафот относились не как к законченным авторским произведениям, а как к текущему учебному материалу, и потому они неоднократно подвергались правкам переписчиков и учащихся.
Тосафот р. Яакова Тама (внука Раши) характеризуются новаторским подходом к Талмуду и диалектически-критической методикой, с помощью которой он обнаружил ряд возможных противоречий между параллельными местами в Талмуде и нашел для них оригинальные гармонизирующие решения. Будучи человеком исключительно эрудированным и харизматичным, он собрал в своем бейт-мидраше в городе Ромри (Франция) интеллектуалов из разных общин Европы, распространивших впоследствии новаторские методы тосафистов по всей Европе – Франции, Англии, долине Рейна, Южной Германии, Богемии (Прага), Венгрии и даже вплоть до Киевской Руси (был известен тосафист р. Моше из Киева).
Ученик и племянник р. Тама – р. Ицхак бен Шмуэль (около 1120-1185), прозванный "Ри hа-Закен", живший в г. Дампьер (Франция), был одним из основных авторов Тосафот. Из школы Ри и его последователей вышли такие основные методики комментирования, характерные для Тосафот, как текстуальный анализ с целью верификации текста, анализ сугьет в сравнении со всеми известными галахическими и агадическими источниками, выявление противоречий и их решения, формулирование методологических принципов того или иного таная или аморая. Бейт-мидраш, которым руководил Ри, пользовался авторитетом далеко за пределами Франции. Существовал тесный творческий контакт между школой Ри и такими крупными талмудистами Испании, как Hахманид и р. Йона Геронди, которые способствовали распространению учений французских тосафистов в академических центрах Испании, что оказало огромное влияние на талмудический учебный процесс и развитие литературы галахических новелл.
Большая часть сборников Ри не дошла до наших дней в первоначальном виде, однако они широко цитируются в работах его учеников. (В версии Тосафот, которую воспроизводят в печатном издании Талмуда, Ри цитируется почти в каждом отрывке). Hаиболее известным учеником Ри был Шимшон бен-Авраам из г. Санс (Франция) – один из крупнейших тосафистов того времени. Он составил ряд сборников Тосафот, носящих его имя (лишь часть из них дошла до наших дней), а также комментарий к разделам Мишны отсутствующим в Вавилонском Талмуде (Зраим, Таhарот). В 1211 он совершил алию в Эрец-Исраэль.»
(Коментарии к Устной Торе, Университет Израиля)

Hosted by uCoz