САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ТЬМОЙ СВОИХ ГНЕВА, ЗАВИСТИ И ТЩЕСЛАВИЯ
Этими связанными между собой недостатками должны пожертвовать все Народы, стоящие выше по духовной иерархии чем Народ Малодушной Боязливости. И в основную голову им в течение всей своей жизни должен жертвовать Народ Гнева, Зависти и Тщеславия, в индуизме причисляемый к касте воинов. Согласно Торе, этот народ проживает в стране Харан – Гнева или Ярости. Эта страна есть и внутри каждого человека, представляемая его психическим состоянием или стихией «Огонь».
Признак гневливости в стихии «Огонь» присутствует из-за того, что имено сюда отпали ангелы, которые позавидовали из-за своего тщеславия Адаму тогда, когда Бог объявил его своим наместником на Земле. И потому эта их зависть и тщеславе и создает условия для возникновения психического состояния гнева или ярости. По существу, это и есть «Геена Огненная», которой стращают нас многие авторы духовных произведений.. потому что выйти из этой «страны» очень сложно.
Преподобный Максим Исповедник, затрагивая тему о зависти, говорит:
«– Печаль завидующего трудно остановить. Ибо он почитает для себя несчастьем то, чему завидует в тебе. И не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет, то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но, по возможности, не пренебречь и о нем и не давать себе увлекаться коварством страсти, подавая помощь не страсти, а страждущему от оной; но по смиренномудрию почитать его превосходящим тебя и давать ему предпочтение над собою во всякое время, во всяком месте и во всяком деле. А свою зависть остановить можешь, если станешь сорадоваться радости того, кому завидуешь, и вместе с ним печалиться о том, о чем он печалится, исполняя заповедь апостола: радоватися с радующимися и плакати с плачущими (Ев., Рим., 12:15).»
А о тщеславии в книге «Греховные страсти и борьба с ними» пишется:
«Тщеславие, по виду своему, есть изменения естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие – собрания богатства, ибо тот радуется, что будет красть, а сие, что будет расточать. … Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям. Тщеславие часто бывает причиной бесчестия вместо чести; ибо разгневавшимся ученикам своим приносит великий стыд. Простые же сердцем не очень подвержены отравлению этим ядом, ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство.»
Причины и последствия этой греховной страсти (там же):
«Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому – множество язв, а дверь второму – изобилие трудов.
Тщеславие делает гневливых кроткими перед людьми.
Тщеславие предпочитаемых делает гордыми, а презираемых памятозлобными. Оно весьма удобно присоединяется к естественным дарованиям и через них низвергает окаянных рабов своих.»
Признаки поражения этой греховной страстью (там же):
«Наблюдай и увидишь, что непотребное тщеславие до самого гроба украшается одеждами, благовониями, многочисленною прислугою, ароматами и тому подобным.
Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он то и другое делает для похвалы человеческой.
Бывают из тщеславных такие, коих некоторые прошения должны бы быть услышаны Богом; но Бог предваряет их молитвы и прошения, чтобы они, получив через молитву просимое, не впали в большее самомнение.»
Тщеславие порождает страх и боязливость, которые, в свою очередь, приводят к оскудению любви. Оно же есть причина лукавства, которое порождает: своечиние, лицемерие, лесть, безрассудное сетование, притворное покаяние и благоговение, упорство в самомнении – личного опыта. Оно же есть причина многоглаголания – словоблудия – язычества, которое порождает: кощунство, ложь, и леность.
Вторая активная сторона зависти это гнев или ярость. В книге «Греховные страсти и борьба с ними» пишется:
«Жалкое зрелище я видел в людях гневливых бывающее у них от тайного возношения (к тщеславию и зависти). Ибо разгевавшись, они гневались на то, что побеждались гневом. Я удивлялся, видя в них, как падение следовало за падением; и не мог без сострадания видеть, как они сами себя за грех отмщали грехом, и, ужасаясь о коварстве бесов, я едва не отчаялся в своей жизни.
Как вода возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача (раскаяния) угашает всякий пламень раздражительности и гнева.
Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляется всякое отчаяние и раздражительность.
Пребывающие в общежитии, хотя и против всех страстей на всякий час должны подвизаться, но в особенности против двух: против чревоистовства и вспыльчивости, потому что во множестве братий бывает и много поводов для сих страстей.»

Hosted by uCoz