ЗАКОНЫ ДОЛГА НАРОДА МАЛОДУШНОЙ БОЯЗЛИВОСТИ
Эти Законы должны соблюдать все народы, стоящие выше по духовной иерархии чем Народ Чревоугодников. И в основную голову им в течение всей своей жизни должен следовать Народ Малодушной Боязливости, в индуизме причисляемый к касте кшатриев. Согласно Торе, этот народ проживает в стране Ур-Касдим – Подобной Злым Духам, которую Бог приказал покинуть Аврааму. Эта страна есть и внутри каждого человека, представляемая стихией «Вода», в которой «плавают» все его внутреннии органы его единого тела.
В индуизме, это Законы асаны и праноямы, практикуемые в тщательно разработанной системе хатха йоги.
Чтобы о приемах хатха йоги не отклонялось от признания ее современной медициной, приводим ее описание из «Психотерапии», выпущенной под редакцией профессора В.Е. Рожнова (изд. «медицина Уз ССР, Ташкент, 1985 г., с. 136…140):
«Многие психотерапевтические приемы для преодоления сознательных конфликтов предлагают следующие две ступени йоги — асана и пранаяма, объединенные понятием «хатха-йоги», особенно близкой к аюрведе. «Если интеллектуальная жизнь и моральная деятельность представляют истинные цели человека, — пишет С. Радхакришнан (1957),—то телесные потребности должны подчиняться им... Хатха-йога ставит целью совершенствование телесного организма, освобождая его от склонности к усталости и приостанавливая его тенденцию к разрушению и старению». Именно хатха-йога ясно вскрывает общность теоретических установок народно-медицинских школ Востока.
Согласно учению традиционной восточной медицины, в человеческом организме постоянно циркулирует энергия Прана (Индия) или Чи (Китай), которую современные врачи рассматривают как интегральную функцию всей деятельности организма, его тонуса (В. Г, Вогралик, 1961). При этом каждый орган и система органов имеют свою Прану — Чи как выражение обмена веществ и функциональной активности. Совокупность пран составляет Прану организма, которая циркулирует по меридианам—каналам. Формой проявления этой энергии является взаимодействие двух противоположностей: «Ха» (Индия) или Ян (Китай)—положительная сила, энергия Солнца и «Тха» (Индия) или Инь (Китай) — отрицательная сила, связанная с активностью Луны. Задача хатха-йоги — сделать гармонию этих начал устойчивой.
По Патанджали правильное выполнение специальных поз приводит к прекращению борьбы этих противоположностей. На человека асаны оказывают тройное воздействие: развивая тело —физическое, психику — психическое и, наконец, выделяется терапевтическое влияние асан на деятельность внутренних органов и гормональных желез. Одна из целей асан — противостоять дискинетической активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Выделяется группа асан для медитации, имеющих важное психотерапевтическое значение. Приобретая способность неподвижно сидеть в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации, фиксации ума.
Выполнение асан требует «расслабленного усилия»: человек как бы «растворяется в неопределенном», концентрируется на «вечном и бесконечном», чувствуя себя частью единой природы.
Патанджали в книге «Йога-даршана» в качестве третьей ступени йоги выделяет въяям — упражнения трех видов, при которых отдельные мышцы максимально растягиваются и сокращаются, динамические упражнения и собственно асаны, которые изменяют кровообращение тканей и активность нервно-гормональной регуляции отдельных физиологических систем и выполняются при обязательном сосредоточении внимания на функционировании внутренних органов (А. Тхакер, 1972).
Одной из наиболее интересных для психотерапии поз представляется шавасана — поза полного расслабления. Шавасана переводит регуляционный механизм гипоталамуса на более низкий уровень. Упражнение имеет много модификаций, дает мало побочных эффектов. Выполнение его не требует особой подготовки и оборудования.
При шавасане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми приблизительно на 30 градусов, и руками, отведенными от туловища на 15 градусов, с повернутыми предплечьями и полусогнутыми пальцами. Глаза закрыты. В этом положении осваивается медленное" ритмичное диафрагмальное дыхание с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях ; в ноздрях: прохладе вдыхаемого и теплоте выдыхаемого воздуха, что помогает концентрации и, следовательно, большей мышечной релаксации, которая проводится путем последовательного расслабления мышц до ощущения тяжести. Длительность выполнения — приблизительно 30 мин. В процессе упражнения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности.
Изложенная модификация шавасаны основана на докладе К. Datey и S. Bhagat «Йога: шавасана и гипертония», сделанном в марте 1975 г. на семинаре «Йога, наука и человек» в Нью-Дели. Врачи отметили, что проведение ежедневных занятий шавасаной в течение трех недель привело к субъективному и объективному улучшению самочувствия у всех занимавшихся, к снижению артериального давления, уменьшению частоты сердцебиении, улучшению сна, успокоению.
В практике психотерапевта целесообразнее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант упражнения, усвоение которого распадается на три этапа:
- расслабление с помощью самовнушения;
- мысленная работа с активными областями организма;
- расслабление с использованием «образа энергии».
Первая часть упражнения близка к аутогенной, тренировке: медленно, монотонно проговариваются формулы самовнушения, что позволяет добиться мышечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триады — законченные блоки из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания; второе — динамическое самовнушение, третье — статическое состояние. Концентрации помогает представление потока внимания — «луча фонарика-прожектора», который «освещает» ту область тела, с которой начинается работа. Проговаривая, например, «Мое внимание на лице»,— человек представляет, будто «луч фонарика» освещает его лицо. В отличие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и завершается с формулы покоя «Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спокоен». Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане, мысленно, с полным сосредоточением на нужном участке тела, повторяется 3—4 раза с 3—-4-секундньш промежутком. По мере усвоения упражнения на триады самовнушения удаляется динамическая часть («такая-то часть тела расслабляется»), и формула звучит так: «Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена». Полное выполнение первого этапа шавасаны занимает 30—40 мин.
По концепциям народной медицины Востока в человеческом теле существуют области, которые являются «выключателями»: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляются определенные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными областями — более высокая ступень шавасаны. Здесь не требуются какие-либо фразы самовнушения, достаточно лишь направить на данную активную область внимание и потом представить, что эта зона становится .мягче, «тает», «растворяется». Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа.
На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения время все более уменьшается: в среднем оно составляет 15—20 секунд. После усвоения этого этапа можно перейти к третьей ступени шавасаны — к энергетическому, или «праническому», расслаблению. Прана — полная сумма всех энергий, которые проявляются во Вселенной, энергия в целом, «разум привязан к Пране как птица к веревочке» (Рамачарака, 1914), материя становится живой, приобретая энергию с обилием проявлений от физической силы до мысли.
Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия-прана медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей «выливается» наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде волн тепла или холода, «мурашек» и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: «энергия промывает тело». Длительность этой части расслабления в шавасане — около 3—4 мин.
В процессе выполнения расслабления возникает гипноидное состояние. Поэтому выход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок левой ноги на себя, затем то же самое делает носок правой ноги, далее подтягиваются оба носка, пятки при этом выдвигаются вперед. В дальнейшем руки сжимаются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
Расслабление в шавасане при последовательном выполнении всех частей считается приблизительно в пять раз более глубоким, чем в аутогенной тренировке. Это упражнение приносит значительный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах, особенно протекающих с гипертоническим синдромом и диссомнией, быстро снимает психическое, напряжение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных противопоказаний выполнение расслабления в шавасане не имеет, но ею не следует заниматься более 45 мин из-за возникающей гипотонии.
Последовательность выполнения асан, как правило, строится так, что шавасана завершает комплекс. И это не случайно. Энергетический вариант шавасаны как бы связывает предыдущие ступени йоги с последующими, с пранаямой.
Многие врачи трактуют эту ступень как «контроль над дыханием» (А. Г. Панов, Г. С. Беляев, и др.), такое толкование следует считать неполным. Пранаяма— управление биоэнергетикой через контроль над внешним дыханием.
Уже в глубокой древности представители восточной медицины выявили прямые и обратные физиологические связи между дыханием и психическими состояниями человека, заметили, как при напряжении человек задерживает дыхание и сколь глубоким бывает выдох при облегчении. Натуротерапевты рассматривали альвеолярную поверхность легких как обширную интероцептивную область, важную в поддержании гомеостаза. Дыхательная система становилась у них индикатором состояния здоровья всех живых существ. S.Kuvalajananda, S. Vinekar (1963) подробно описывают тесные связи особенностей дыхания и личностных черт человека, определенным чертам личности, по их мнению, соответствуют характеристики дыхания, правильное дыхание способствует ясности ума.
Среди упражнений пранаямы для целей психотерапии предлагается упражнение «дыхание «Ха» стоя», которое считают полезным для лиц, профессия которых сталкивает их с психически больными или эмоционально неустойчивыми людьми. Психотерапевтический эффект упражнения заключается в уменьшении депрессивных явлений, повышении работоспособности. Методика выполнения: сделать полный вдох, одновременно поднимая руки медленно вверх, прикасаясь ими к ушам, задержать дыхание несколько секунд. Стремительно нагнувшись, дать рукам повиснуть и выдохнуть воздух через рот, издавая звук «ха» не голосом, а напором воздуха. Затем, делая медленный вдох, выпрямиться, поднимая руки над головой. Вдыхая, желательно образно представить, как с потоком воздуха «впитываются» положительные качества (сила, спокойствие, свежесть, здоровье), во время выдоха— «отдается» все негативное (слабость, тревожность, болезнь). Рекомендуется повторить упражнение 3 — 5 раз. Считается, что после усвоения пранаямы человек готов к «внутреннему перевоплощению» и в дальнейшем к достижению устойчивой психосоматической гармонии. Таким образом, с каждой ступенью йоги роль психического все более возрастает. Упражнения пранаямы устраняют недостатки тела, чувства и ума, рассеянность уничтожается и умственное усилие может с легкостью устремляться к одной точке (С. Шивананда, 1949).»
Более полно с хатха йогой ты можешь познакомиться на сайтах интернет или по специальной литературе. В духовной практике, на всех этапах духовного возрождения человека, рекомендуется любые практические занятия, особенно начинающим, проводить под контролем Учителя.
Условия сосуществования человека со стихией «вода», прежде всего, оговариваются Богом после того как (Тора, Брейшит, 6:5…22):
«И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.»
Завет сосуществования человека со стихией «Вода», оговариваются Богом после того как (Тора, Брейшит, 9:8…17):
«И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.»
Для этого духовного уровня Человечества, т.е. находящегося в стихии «Вода», ангелу Смирнской церкви в Евангелии представлено в «Откровении» (2:8…11):
«И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:
Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.»

Hosted by uCoz