НАУКА ГИМНОВ РИГВЕДА
В гимнах Ригведы божествам, функции которых весьма различны, нередко приписываются одни и те же качества, отчего не всегда возможно установить изначальный характер божества. Сурья, Савитар и Вишну - солнечные божества, Ваю олицетворяет ветер, Ушас - утренний свет, Агни - огонь, Сома - одноименный напиток. Варуна и Митра поддерживают космический порядок, составной частью которого являются социальное и духовное мироустройство. Рудра-Шива - грозный бог, внушающий ужас даже тогда, когда он исцеляет болезни. Наконец, Индра - бог-воитель, присвоивший многие черты, которыми в других регионах наделяют трикстера, персонажа необычайно хитрого, ненасытного, чрезвычайно сладострастного, шутовского, иногда трагического.
Не менее, чем ведическая мифология, сложны космогонические мифы Ригведы, и прежде всего из-за имеющихся в них противоречий, возникших по причине различных теорий, выработанных создателями гимнов на протяжении многих веков. Наряду с теорией сотворения путем принесения в жертву первочеловека - Пуруши, имеются другие, более абстрактные гипотезы о происхождении мира, предполагающие, скорее, наличие изначального толчка.
Праджапати, эквивалент первочеловека Пуруши из брахманов, творит из очищающей силы (тапас) и эманации (вишри). Каждое новое жертвоприношение отождествляется с первотворением и обеспечивает продолжение существования мира посредством повторения акта его сотворения. Совершаемое брахманами жертвоприношение полифункционально: оно имеет космогоническое и эсхатологическое значения, а также приводит в движение процесс воссоздания (сандха, санскри) Праджапати, которого совершающий жертвоприношение жрец содержит в себе и олицетворяет с самим собой, обретая таким образом некое универсальное Я ( Есмь Атман).
Начавшийся процесс постижения внутреннего мира продолжается с помощью текстов, называемых араньяками ("лесные книги"), но прежде всего с помощью упанишад, или духовных наставлений учителей. Существует тринадцать упанишад, определяемых как шрути ("откровения"), среди которых самые ранние - Брихадараньяка (упанишад Черного Леса) и Чхандогья - были составлены в 700 - 500 гг. до н.э. В упанишадах "внешний" ритуал ведического жертвоприношения полностью обесценен, так как он является "действием" (карма), а каждое действие, даже ритуальное, приносит свои "плоды" отрицательного порядка, ибо оно не позволяет человеческому существу вырваться из метемпсихического цикла (сансара). Как и в платонизме, метемпсихоз расценивается как процесс сугубо отрицательный. Он является порождением неведения (авидья), творцом космических структуры и изменчивости бытия. Противоположностью неведения является познание (джняна), которое делает свободным и распутывает запутанный клубок нашей жизни. Мы имеем дело с ситуацией, в которой на отсутствие онтологических критериев возлагается ответственность за обманчивость творения, а онтологическое изобилие (познание) уничтожает обман, разрушая творение. Концепция мира в упанишадах, похоже, воспроизводится в текстах гностиков первых веков (н.э.). В обоих случаях речь идет об отрицающих космос учениях, стремящихся отыскать подлинную суть человека в бездонных глубинах души, вдали от скверны материального мира, что является признаком утраты божественного престижа внешними проявлениями психической и умственной деятельности.
(Поисковая система Rambler)

Hosted by uCoz