ТЩЕСЛАВИЕ, КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ ЗАВИСТИ
Греховная страсть - зависть, как основная греховная страсть в стихии «Огонь», обычно скрыта во внутренних чувствах человека, и внешне может ничем не проявляться, отражая как бы состояние пассивности этой страсти. Но она все же активно проявляет себя во вне, как тщеславие. Человек, как бы пытаясь скрыть свое внутреннее чувство зависти от окружающих его людей, попадает в состояние своего тщеславия. Это тщеславие, в свою очередь, поддерживается эгоистическими наклонностями человека.
В книге «Греховные страсти и борьба с ними» пишется:
«Тщеславие, по виду своему, есть изменения естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие – собрания богатства, ибо тот радуется, что будет красть, а сие, что будет расточать. … Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям. Тщеславие часто бывает причиной бесчестия вместо чести; ибо разгневавшимся ученикам своим приносит великий стыд. Простые же сердцем не очень подвержены отравлению этим ядом, ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство.»
Причины и последствия этой греховной страсти (там же):
«Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому – множество язв, а дверь второму – изобилие трудов.
Тщеславие делает гневливых кроткими перед людьми.
Тщеславие предпочитаемых делает гордыми, а презираемых памятозлобными. Оно весьма удобно присоединяется к естественным дарованиям и через них низвергает окаянных рабов своих.»
Признаки поражения этой греховной страстью (там же):
«Наблюдай и увидишь, что непотребное тщеславие до самого гроба украшается одеждами, благовониями, многочисленною прислугою, ароматами и тому подобным.
Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он то и другое делает для похвалы человеческой.
Бывают из тщеславных такие, коих некоторые прошения должны бы быть услышаны Богом; но Бог предваряет их молитвы и прошения, чтобы они, получив через молитву просимое, не впали в большее самомнение.»
Тщеславие порождает страх и боязливость, которые, в свою очередь, приводят к оскудению любви. Оно же есть причина лукавства, которое порождает: своечиние, лицемерие, лесть, безрассудное сетование, притворное покаяние и благоговение, упорство в самомнении – личного опыта. Оно же есть причина многоглаголания – словоблудия – язычества, которое порождает: кощунство, ложь, и леность.

Hosted by uCoz