О ИЕРАРХИЧНОСТИ РЕЧИ
Но как мы можем слышать Слово из уст Божьих, на своем начальном духовном пути?..
“Прости меня, Господь, но человек я не речистый ни со вчера, ни с третьего дня, ни с того времени, когда Ты заговорил со служителем Твоим, ибо я косноязычен и заикаюсь. И ответил ему Бог: Кто дал уста человеку, и кто делает его немым, или глухим, или зрячим, или слепым – не Я ли, Бог? Итак, иди, и Я буду повелевать твоими устами и укажу тебе, что говорить. И сказал Моше: Прости меня, Господь, но пошли того, кого Ты всегда посылаешь. И разгневался Бог на Моше, и сказал: Ведь знаю Я, что Аhарон, он будет говорить! И также выходит он тебе на встречу и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем. И будешь говорить ему, и влагать слова в уста его, а Я буду повелевать твоими устами и его устами, и укажу вам что делать. И будет он говорить вместо тебя народу, и будет так: он тебе будет устами, а ты будешь ему вместо Бога Живых. И посох этот (змея мудрости) возьми в руку свою, ибо им ты будешь творить все эти знамения.”
(Тора, Шмот, 4:10…17)
Этот отрывок из Торы показывает, что в передаче слова существует духовная иерархия. Высказывание Моше и, по большому счету, всех пророков от Господа отраженных, например в Танахе, становятся Словами Бога для Аhарона и мудрецов «Эрэц Йисраэйль». А речь уже Аhарона и мудрецов отраженная, например, в Мишнах, выходит на уровень пророков для народа «Эрэц Йисраэйль».
В этом отрывке мы наблюдаем следующие иерархические уровни:
1. Знамения Бога через Его Живое Слово;
2. Непосредственное восприятие пророком Живого слова Бога;
3. Косноязычная притче – аггодическая, уподобленная Богу, речь пророков, воспринимаемая мудрецами;
4. Красноязычная - интерпретационная (мидраш, проповедь, хадис), сопричастная Богу, речь мудрецов, воспринимаемая народом «Эрэц Йисраэйль»;
5. Действия народа «Эрэц Йисраэйль», исполняющего Волю Бога воспринятой им от речи мудрецов.
В связи с этой иерархичностью, в иудаизме объясняется, что Писания имеют специфику много уровневого духовного их восприятия в «Пардисе».
А что это за слово и что оно означает?
Это слово - “сленг”. Оно состоит из начальных букв слов языка иврит:
1. Пшат - простой или бесхитростный;
2. Ремез - намек;
3. Друш - необходимый или требуемый;
4. Сод – секрет (тайна).
Многоуровневое восприятие Писаний подтверждает, открытую нам в иудаизме и представленную выше, тайну существования иерархически расположенных духовных миров:
1. «Ацилут» - Благородства;
2. «Брия» - Созидания;
3. «Йецира» - Творчества;
4. «Ассии» - Собрание Подобающего Действия.
С материальной точки зрения среду обитания человека можно представить следующим образом:
1. Мир органов восприятия информации, регистрирующий непознаваемый органами чувств путь Живого Слова Бога;
2. Мир органов обработки информации, проясняющий истину понимания - разумения мер и весов (божьего суда);
3. Мир органов управления, проявляющий рост плодоношения жизни мудрости опознаваемого;
4. Мир органов действия, свидетельствующий исполнение «Я есмь» Его Воли.


КРАСНОЯЗЫЧНАЯ, РАЗУМНО - РАССУДОЧНАЯ РЕЧЬ МУДРЕЦОВ, ПРИ ТОЛКОВАНИИ ТАИНСТВ ПИСАНИЙ

“И будет он (Аhарон) говорить вместо тебя (Моше) народу, и будет так: он тебе будет устами, а ты будешь ему вместо Бога Живых” (Тора, Шмот, 4:16)

А как же быть человеку, когда он хочет поделиться воспринятой им тайной с ближним, через свою речь?..
«С пятью условностями целесообразности: утонченностью, рассудительностью, последовательностью, ясностью доводов – выводов должна быть речь называемая разумной.
Слушай о признаках этих требований: в понятии, в слове, в произнесении слова.
Если знание различных предметов познания разворачивается различно, и везде господствует разум, то это считается утонченностью речи.
Если правильно распределены разбираемые качества, недостатки, если приводятся целесообразные различные примеры, то это считается рассудительностью речи.
Учет, что сначала, что потом надо сказать из подлежащего обсуждению, называют последовательностью построения речи знающие красноречие люди.
Ведя рассуждения о должном, приятном, полезном, если заключают: «Так оно и есть», то это ясностью выводов зовется.
Если выявляется вызванное влечением – отвращением возникновение страсти и показывается, как склонность обусловливает поведение, это зовется обоснованием поступков.
Все то, что перечислено, в моей речи направлено к одной цели, пойми это.
Целесообразное, разумное, не слишком обширное, ненаправленное к раздору, нельстивое, неколеблющееся, решительное слово молвлю; несвязанное неуклюжестью, направленное к счастью, не избегающее трех разделов: должного, желанного, полезного; не без изящества, свободное от кривды, не пустое, не заносчивое, без сквернословия, не требующее дополнительных разъяснений, не лишенное доказательства, смысла, свободное от вожделения, от недостойного, от уныния, жадности, страха, гнева; ни в коем случае не стану говорить робко, сокрушенно иль горделиво.
Когда говорящий и слушающий не в разладе, а высказывание целостно, тогда выявляется и смысл беседы. Кто говорит в интересах того и другог, не выявляя расхождения между слушателем и говорящим, тот красноречив, а не другой кто-либо.»
(Мокшадхарма, 322:80…92;95)
Судя по Торе из приведенного в эпиграфе отрывка, в передаче речи существует строгая иерархия, где косноязычная – абстрактная речь и сам Моше, в цепочке передачи информации приравнивается к Богу Живых (для Аhарона и народа Йисраэйля), а “красноязычная” речь толкования (“мидраш” абстракций) Аhарона как бы исходящей из уст этого Бога. В нашем примере речь Моше можно сравнить с “посылками” Высшего Разума, а речь Аhарона, как одно из возможных их толкований рассудком Аhарона.
В Таблице 7 представлены сведения из “Мокшадхармы” о разумно рассудочном изложении речи в сопоставлении со странами Бога (Тора, Шмот, 3:8) и “плоскостями мышления” человека (Р.А. Миллер. “Научный путь духовного возвышения в Йисраэйль”. Ташкент. 2000 г. 36 с.).

Hosted by uCoz