"ГОЛА" (ИЗГНАНИЕ) и "ГЕУЛА" (ИЗБАВЛЕНИЕ) |
Рассмотрим как тема «"Гола" (Изгнание) и "Геула" (Избавление)» рассматривается на сайте «http://www.shalom.org.ru/moshiah/moshiah-on-web1.htm»:
«Изгнание - случайность или закономерность? Изгнание или "галут" - это не досадное недоразумение или период невезения, когда ухудшаются наши отношения с Творцом. Первое в еврейской истории изгнание - египетское рабство - стало результатом… договора или даже союза (т.н. "завет между рассеченных частей животных"), который заключил Всевышний с Авраамом-Авийну: "Знать - знай, что чужеземцем будет потомство твое в чужой земле. И будут угнетать их, и притеснять их…" ("Берейшит", 15:12). Наши Мудрецы учат, что в этих словах, сказанных Аврааму в самом начале еврейской истории, содержится намек и на все последующие Изгнания. Всего непростая история нашего народа насчитывает четыре изгнания (помимо Египетского рабства, которое "не в счет"): Вавилонское (5 век до н.э.), Мидийское или Персидское (4 век до н.э.), Греческое (2 век до н.э.) и Эдомское, т.е. Римское, которое началось с разрушения 2-го Храма в 1 веке н.э. и продолжается до сих пор. Наши Мудрецы видят намек на эти четыре Изгнания в словах, обращенных к Аврааму во время заключения с ним союза ("Берейшит", 15:12): "И вот страх (вавилонский плен), тьма (Мидия) великая (Греция) нисходит на него (Рим)". В сборнике "Пиркей рабби Элиэзер" объясняется, что существует также связь между жертвенными животными, которых расчленил Авраам, и четырьмя царствами, поработившими Израиль. Там говорится, что если бы Авраам не сделал этого и тем самым не ослабил бы их - еврейский народ не смог бы выстоять против них и сохранить себя. Там же объясняется, что "молодой голубь", которого тоже принес в жертву Авраам, но которого не рассек, символизирует еврейский народ. А "хищная птица", которая спустилась на туши животных ("и спустился коршун на туши, и отогнал его Аврам"), указывает на… Мошиаха! Дальше Медраш рассказывает, что "Мошиах, в виде хищной птицы, хотел уничтожить те жертвы, которые символизировали будущих притеснителей его народа, но… Авраам не давал ему этого сделать и отгонял его от них платком ("судар") до вечера!" Все это вызывает вполне законное недоумение. Почему во время заключения союза, Всевышний сообщил Аврааму о будущих страданиях его потоков в изгнании, как о закономерном этапе нашей истории? И, главное, почему Авраам защищал свои жертвы от хищной птицы? Неужели он хотел продлить галут и отдалить приход Избавителя? Великое приобретение Конечно, наш праотец Авраам любил свой народ и желал ему добра. Именно потому-то он и не хотел позволить Мошиаху укоротить время, отведенное для Изгнания, что видел в нем источник будущего Избавления. Геула не просто приходит на смену галуту, она формируется и прорастает в нем. Все те чудеса и знамения, которые принесет нам будущее Избавление, зарождаются сейчас, в изгнании. Именно тогда, заключая союз с Авраамом, Всевышний на примере Египетского рабства, раскрыл ему главную цель всех изгнаний: "А потом они (твои потомки) выйдут с большими приобретениями". Очевидно, что никакие богатства в мире не могут служить утешением и компенсировать те страдания, которые пришлось пережить евреям в Египте. Но в данном случае речь идет о "приобретениях" совершенно иного плана. В Египте мы сформировались и состоялись, как народ. Не было бы двух столетий египетского рабства - не было бы еврейского народа! Но самое главное, что только пройдя через все эти испытания, через "горнило" Египта, мы смогли получить Тору! А это стоило того. И все-таки, египетское рабство длилось "всего" 210 лет. Но этот "наш последний и решительный бой" - последнее, "эдомское" изгнание, которое затянулось почти на две тысячи лет (а скоро весь мир будет отмечать 2000-летие еврейского Изгнания), и которое не сравнимо ни с чем по своей жестокости и трагичности, обязано завершиться чем-то по-настоящему грандиозным. Что же это, если не приход Мошиаха? Долгожданный рассвет Рабби Ицхак Абарбанель (комментатор, философ, государственный деятель, 1437 - 1508) делил галут на три части: первый этап, когда Освобождение еще невозможно. Второй - когда это уже реально, но ситуация еще не созрела полностью, и Геула не принесет всех тех плодов, на которые можно было бы рассчитывать. И, наконец, третий, когда все уже готово, и остается только одно: встречать Мошиаха. Исходя из этого рабби Абарбанель объясняет и историю с хищной птицей. Видение Авраама во время заключения союза, началось ночью, продолжалось весь день и закончилось к вечеру. Ночью птица не появлялась, поскольку "ночь" - это "законное" время изгнания, и Мошиаху еще рано появляться. Но как только взошло солнце, Авраам принял меры, чтобы он не смог укоротить время галута. Он стоял и махал платком ("судар" от слова "седер" - "порядок"), чтобы сохранить порядок и правильную последовательность событий в еврейской истории. Иначе бы Избавление, даже если оно и наступило, не было бы полным и окончательным. Но сегодня мы можем вслед за Любавичским Ребе с уверенностью сказать, что все сроки уже истекли и все готово к приходу Мошиаха. Осталось только выйти его встречать, как подобает встречать Царя и Праведника.» |